Макаренко назвал игрушку «материальной основой» игры, а известный ученый Ю. Аркин говорил, что игрушка является «жизненным нервом» игры. Игрушка - вещь, предназначенная детям для игры. Без нее игра невозможна. Как существенный компонент игры она играет важную образовательную, развивающую, воспитательную, даже организационную роль. Как и игра, игрушка является важным фактором психического развития ребенка, обеспечивает постепенное осуществление ею всех видов деятельности на более высоком уровне. Игрушки, которые использовались как элемент игры, их тематика и формы находились в тесной взаимосвязи с материальной жизнью общества, с развитием его духовной культуры, а также отражали эволюцию взглядов на воспитание.
На основании полифункционального характера украинской игрушки, были выделены отдельные ее функции: информационная, мотивационно-стимулирующая, сенсорная, культурологическая, учебная, развивающая, воспитательная. С. Русова считает, что обучение детей с самого начала должно быть построено на той родной почве, на которой растет ребенок, чтобы оно было крепко связано с теми впечатлениями, которые заложила в душу ребенка родная семья, родной дом. Имеют значение «игрушки», которые будут в руках детей; они же распространяют первые наблюдения детей, развивают память и внешние чувства.
О. Найден говорил, что именно традиционная в своих разнообразных функциях и содержательно-формальных началах игрушка сохраняет в себе образную и пластическую память о тех далеких временах, когда человек впервые начал использовать природные материалы для создания вещей, которые не только в чем-то помогали, нечто обозначали, но и что-то символизировали. Традиционная народная игрушка в своих определенных функциях, формах, пластике, образных принципах содержит в себе информацию о начальных факторах человеческой предметно-духовной среды. Исследователь подчеркивает, что ребенок в настоящее время должен воспринимать народную игрушку не как предмет быта, объект игры (хотя и такое восприятие безвредно), а как произведение искусства, требующее изучения, определенного анализа, творческого подражания, повторения.
Такое отношение к народной игрушке будет содействовать ее сохранению и духовному обогащению ребенка. Народная игрушка в семье, детском саду, различных кружках должна не вытеснять современную игрушку, не заменять ее, а существовать рядом с ней, дополнять ее, давать ребенку то, чего не способна дать современная игрушка. О. Найден также отмечал, что для детей, которые находятся на грани между ранним и средним возрастом, такие игрушки особенно нужны, они помогают находить образные соответствия между реально конкретным и условно-обобщенным, постигать мир предметных реалий через пластично целесообразные и косвенно-комфортные формы. Автор считает, что игрушка содержит больше информации, чем любая компьютерная игра. Народная игрушка является наследием подобно родного языка, сказки, песни. Народные игрушки проверены детской любовью к ним, детской игрой. Она несет в себе художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа.
Культура игрушки - важный элемент общей культуры нации. Когда в колыбель слева клали куклу для дочери, для мальчика справа - свирели. По старым поверьям, это были символические атрибуты - обереги, которые пришли со времен язычества и имели в себе магическую силу. Издавна дети делали себе игрушки сами - народ воспитывал будущих мастеров. А сейчас дети имеют большое количество дорогих современных игрушек. Они яркие, эффектные, но, как показывают исследования ученых, быстро надоедают и редко становятся любимыми - детской фантазии к ним нечего добавить. Украинская народная игрушка отличается тематической неоднородностью и глубоким смысловым наполнением. Она представлена разнообразием материалов, технических и художественных способов обработки, богатством формальных, композиционно-орнаментальных, колористических решений.
Автор Демьяненко Наталья Дмитриевна - младший научный сотрудник национального историко-этнографического заповедника «Переяслав».